В процессе по делу «аксайских рынков» суд продлил фигурантам содержание под стражей до 15 декабря.
Ходатайство о продлении мер пресечения подсудимым заявил гособвинитель. Прокурор Александр Сказкин предложил арестованных фигурантов оставить в СИЗО, трем женщинам – Татьяне Васильевой, Галине Роенко и Любови Хакало – сохранить домашний арест, а Лидии Парфентьевой оставить подписку о невыезде.
Неожиданность прокурорского ходатайства заключалась в том, что буквально месяц назад гособвинитель уже предлагал продлить меры пресечения подсудимым – и суд его просьбу удовлетворил – до 15 сентября. Теперь, заявив новое ходатайство, прокурор предложил продлить аресты еще на три месяца – до 15 декабря. Таким образом, фигурантам придется пробыть изолированными от общества еще, как минимум, пять месяцев.
Основным предположением – зачем гособвинитель поспешил с ходатайством – стала версия, что прокурор, или судья, или оба в августе уйдут в отпуск. Тем самым прокуратура решила заблаговременно решить вопрос с оставлением подсудимых за решеткой.
Конечно же, подсудимые и их адвокаты выступили против. Они напомнили, что предыдущее решение о продлении «стражи» обжаловано в областном суде. Таким образом, появилась также версия, что гособвинение хочет «предупредить» решение апелляции, заранее позаботившись о продлении арестов еще на три месяца.
В отличие от предыдущих апелляций, у адвокатов была надежда, что июньское решение о «страже» удастся оспорить. Дело в том, что оно было вынесено в отсутствие в зале суда подсудимого Карима Бабаева, которому было плохо, и защитника подсудимого Анатолия Свириденко.
Кое-кто из адвокатов даже задался вопросом – а что будет, если сейчас «стражу» продлят, а облсуд отменит июньское продление «стражи»? Тогда арестованных выпустят из СИЗО, а 15 сентября снова возьмут под стражу еще на три месяца? Впрочем, адвокаты понимали, что такое развитие событий было бы фантастикой, и расценили новое ходатайство прокурора как попытку предопределить решение апелляции – вынудив облсуд оставить в силе июньское решение.
Защитники в своих доводах просили суд обратить внимание на состояние здоровья пожилых подсудимых и их былые заслуги. Так, адвокаты Карима Бабаева в очередной раз напомнили, что у него есть награды, почетные грамоты и благодарности от губернатора, мэра и председателя гордумы Ростова-на-Дону, депутатов заксобрания, профсоюзов и объединений работников культуры, федераций футбола и шахмат, ректора ДГТУ.
Защитник Виталия Борзенко напомнил, что у экс-главы Аксайского района есть, ни много ни мало, а 72 награды. Правда, перечислять в очередной раз их не стал.
Адвокаты предложили заменить подсудимым содержание под стражей на домашний арест либо еще более мягкую меру пресечения. Они пообещали, что их подзащитные не будут пытаться скрыться или оказывать давление на свидетелей.
Из речей защитников громким голосом наиболее выделился адвокат подсудимого Свириденко Сергей Новиков, предположивший, что «в этом зале решения не принимаются», а главных фигурантов неназванные силы будут держать в СИЗО №4, пока принадлежащие подсудимым земельные участки не перейдут в руки «условного государства».
Подсудимые, находящиеся под домашним арестом, тоже попросили смягчить им меры пресечения. Женщины пожаловались, что домашний арест не позволяет получать полноценную медицинскую помощь и пользоваться санаторно-курортным лечением.
Кроме упора на состояние здоровья подсудимых и необходимость общаться с семьями, защитники не упустили случая вновь заявить о том, что считают своих подсудимых невиновными в инкриминируемых им деяниях. Они обратили внимание, что из списка обвинений в результате «декриминализации» статьи ушло обвинение в «незаконном предпринимательстве». По мнению адвокатов, именно «незаконное предпринимательство» было основой в уголовном деле, а значит и другие статьи должны «посыпаться».
Обсуждение ходатайства прокурора шло два судебных заседания. Подсудимый Карим Бабаев трижды просил слова. В одном из выступлений он даже сказал, что не питает больших претензий к сотруднику прокуратуры Александру Сказкину, который просит оставить его за решеткой. Подсудимый предположил, что прокурор исполняет чужую волю.
— Это не его ходатайство, не его… Он, бедный, вынужден свой крест нести, — даже пожалел Бабаев Сказкина.
Развивая тему «декриминализации» статьи о «незаконном предпринимательстве», Карим Бабаев не исключил, что, в итоге, в обвинении останется лишь одна статья – о «преступном сообществе». В итоге, судье Александру Бондареву придется выносить приговор по этой статье, предположил он.
— А еще говорят, что Александр Анатольевич Бондарев хочет осудить первый раз в стране просто чисто по 210-й статье. Да такого никогда не было… — начал было подсудимый.
Такое обсуждение своих намерений судья счел уклонением от темы выступления и рекомендовал не высказывать предвзятого мнения, если нет достоверных сведений на этот счет.
Выслушав выступления сторон, судья Александр Бондарев 25 июля удовлетворил ходатайство стороны обвинения. Меры пресечения всем подсудимым останутся прежними до середины декабря, когда прокурор сможет подать новое ходатайство по этому вопросу.
Напомним, что на скамье подсудимых в Пролетарском райсуде Ростова-на-Дону оказались бизнесмен Карим Бабаев и его сыновья Вадим и Эдуард, бывший глава администрации Аксайского района Виталий Борзенко, бывшая заместительница районного прокурора Татьяна Васильева, а также другие предприниматели и чиновники. 12 из них содержатся под стражей.
Их обвиняют в мошенничестве, злоупотреблении должностными полномочиями, организации незаконной миграции, легализации денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления организованной группой и в крупном размере, создании преступного сообщества. Подсудимые не признают вины.
Дмитрий Ремизов
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram
7061