Фото: Как могла бы выглядеть «Московская», бюро Аrchitek
Скрытое за фасадным тентом историческое здание «Московской» на Большой Садовой, 62 не один год ожидает реновации. 1rnd взял интервью у победителя всероссийского конкурса на лучший проект для обновления «Московской». Основатель ростовского архитектурного бюро Аrchitek и коворкинга «Луч» Александр Головин рассказал, чем планировал наполнить историческую гостиницу и насколько реальны эти планы.
— Ваша компания победила в конкурсе на лучший проект гостиницы «Московской» ещё три года назад. Расскажи об этом конкурсе, почему решил поучаствовать в нём?
— Мы увидели на архитектурном форуме совершенно случайно информацию о всероссийском конкурсе Союза реставраторов совместно с Академией архитектуры и искусств ЮФУ. «Московская» это здание, которое находится в самом центре и давно стоит в запустении. На тот момент гостиница находилась в частной собственности предпринимателя Татьяны Шишкиной.
Во-первых, как жителю Ростова мне была небезразлична судьба гостиницы. Это здание с потрясающей историей, которое десятилетиями никак не использовалось. При том, что на момент строительства в гостинице использовали передовые технологии, там был лифт, система центрального отопления, кабина для междугородних телефонных переговоров. Хотелось придать «Московской» новую жизнь, чтобы она работала, радовала глаз. Во-вторых, мне близка тема редевелопмента в принципе: придумывать старым зданиям новое наполнение и функции.
Справочно: Александр Головин — основатель ростовского архитектурного бюро Аrchitek и коворкинга «Луч». В 2022 он реконструировал часть здания бывшей мебельной фабрики в самом центре на улице Города Волос, 14. Команда архитекторов адаптировала площадь в 550 квадратов в современное офисное пространство — коворкинг «Луч».
Здание мне показалось довольно объёмным, в нём можно было разместить новые функции, которых на тот момент в Ростове не было (конкурс проходил в 2021 году. — прим. ред.), к примеру, гибкие многофункциональные офисные пространства; уютный двор с нетипичным наполнением. Мы отправили заявку от нашего бюро Аrchitek и стали детально изучать само здание и его планировку. Нам предоставили чертежи ещё дореволюционных времён.
— Кто-то ещё участвовал с вами в работе над концепцией?
— Да, это была командная работа. Я проводил аналитику и придумывал наполнение, совладелец нашего бюро Татьяна Митева создавала визуальный ряд, а наши сотрудники осуществляли компоновку.
— Как вы представили наполнение для гостиницы, что там должно было быть по вашему проекту?
— Это объект ОКН. Мы знали, что ряд деталей, фрагментов внутри и фасад гостиницы будут восстанавливаться в первозданном виде. Если посмотреть на нее сверху, то вот фасадная часть, которая выходит на Садовую — это здание историческое, дореволюционное, а две пристройки, которые выходят на Шаумяна, появились после войны и не имеют особой ценности относительно первичного здания.
В проекте сохранили монументальный вход с Большой Садовой. Предусмотрели места для встреч в просторном холле, залы для конференций, в том числе предпринимателей или политиков, посещающих администрацию, чтобы у них было какое-то место соприкосновения прямо рядом с мэрией. А размещение номерного фонда должно было располагаться на верхних этажах.
На первом этаже гостиницы, по нашему проекту, мог бы быть ресторан, возможно магазины пластинок, книг, места связанные с культурным отдыхом.
Что касается зданий, которые выходят на Шаумяна, мы хотели их либо перестроить, либо построить заново. Сделать их более лаконичными, более спокойными и современными с точки зрения дизайна и наполнения, но чтобы они сочетались с основным зданием пропорционально. В проекте была предусмотрена подземная парковка именно с Шаумяна, под внутренним двором.
Ещё там был переходной мостик между зданиями, чтобы не нужно было каждый раз обходить вкруговую. Сделали небольшой мансардный этаж, увеличили функциональную площадь на крыше.
— Гостиница долгие годы простояла в запустении, она переходила из рук в руки. Но, по факту, владельцы так с ней ничего и не сделали. С чем это связано, как ты думаешь?
-Я уважаю бизнес сам по себе. Если он что-то делает или что-то не делает, уверен, что это связано с его интересами, и он обязан отталкиваться от них, а не делать что-то просто так. Один из последних собственников, Татьяна Шишкина, которая и вручала нам диплом о лучшем проекте «Московской», хотела что-то сделать со зданием, но не смогла найти лучшего для него наполнения и посчитала проект для себя неактуальным. Как писали в СМИ, по одному из вариантов, на месте гостиницы должен был появиться 8-этажный торговый центр с пристройкой на улице Шаумяна.
Мы проводили собственный анализ ещё в 2021 году и рассматривали «Московскую» всё-таки как отель с новым наполнением. В тот период гостиничный фонд в радиусе километра был довольно внушительный. Возможно, если провести свежую аналитику сейчас, то востребованность номерного фонда была бы больше. В том числе в связи с увеличением внутреннего туризма в нашей стране за последние годы.
Как владелец архитектурного бюро я также сталкиваюсь с тем, что какой-нибудь из моих заказчиков, рассматривая здание в Ростове, например под офис, узнает, что оно в статусе ОКН, и отказывается от идеи работать с ним. То есть согласование перепланировок, получение всевозможных разрешений, попадание в сроки запланированных работ — это достаточно долго и проблематично. Вероятно, это и отпугивает потенциальных заказчиков.
Что касается «Московской», та часть, которая является объектом культурного наследия, насколько я понимаю, это фасад, лестничные пролеты, перекрытия, может быть внутренняя какая-то отделка, не знаю, насколько она сохранилась. В рядовом порядке сложно представить, сколько уйдёт времени на все экспертизы.
— Прошло три года с момента проведения итогов конкурса, в которым вы победили. При этом у гостиницы в 2024 году появился очередной новый собственник — крупный московский девелопер Capital Group. Как ты думаешь, удастся ли ему оживить «Московскую»?
— Разумеется, наша команда не теряет надежду, и мы верим, что «Московскую» получится восстановить. Также мы открыты для возможной работы с новым собственником. Не хотелось бы, чтобы наш проект просто ушёл в стол. Готовы как разработать проект самостоятельно, так и поучаствовать на стадии консультирования, передать свои наработки. Предполагаю, что новые владельцы гостиницы будут делать ее без какого-либо другого наполнения и не очень хорошо знают местные реалии. (PR-служба Capital Group проигнорировала информационный запрос 1rnd от 3 декабря по поводу дальнейших планов о будущем развитие здания гостиницы. — прим. ред.)
В целом хотелось бы, чтобы этому объекту уделили больше внимания, чем просто инвестпроекту для крупного холдинга, потому что это знаковое место для нескольких поколений ростовчан в самом центре города, составляющее общий ансамбль с другими зданиями архитектора Померанцева, включая и нашу мэрию.
Как в Ростове появилось здание гостиницы «Московская» 1rnd подробно рассказывал в одном из своих материалов.